О финансовом, кредитном и банковском праве Германии. Экскурс в историю процента и долга. Забытые ценности и новая фикция новой религии. Часть 9.(18)

О финансовом, кредитном и банковском праве Германии. Экскурс в историю процента и долга. Забытые ценности и новая фикция новой религии. Часть 9.(18)

Отклоняясь от привычного читателю изложения тех или иных положений законов или директив в области современного финансового права в предыдущих частах, предлагаю кратий экскурс в историю.

Не всем специалистам права и финансов, которые вершат строительство в заоблачных текстах законов и в принципах их применения, доступны некоторые далёкие и проверенные историей факты и истины. Забывая о них, человек не раз строил «вавилонскую башню» и не раз расплачивался за своё самолюбие и гордыню. Не исключением является и финансовая сфера и правовые отношения в ней между «хозяином и слугой», строителем и его инструментом, материалом и его владельцем.

Как легко и просто сегодня вошло в обращение понятие кредита, процентов за его предоставление и любое другое услужливое дейстие любой финансовой структуры, использующе понятие «прирост», «процент», «долг». Но как мало кто по обеим сторонам сделки задумывается о том, а было ли так всегда, а как сочитается это с культурой и религией и каковы истоки и мораль понятий кредита и процента.

В средневековой Европе XII – XIV веков не так просто было получить деньги от кого либо на какие либо нужды. Ведь процесс выдачи в долг всегда связан с желанием дающего получить процент в виде компенсации или вознаграждения и этот процес связан с доверием. Но во времена, когда слово церкви было словом закона и его нарушение вело к наказанию «за грехи», подобное желание преследовалось и основанием служило слово, указанное в святой для верующего книге.

Истоки такого греховного деяния, выраженного в проценте за кредит, а именно, говоря библейским языком в «росте», любой христианин найдёт в Библии наряду с заветами «не убей», «не укради»…

Пятая Книга Моисея. Глава 23. Второзаконие:
«...23.19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост;
23.20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею.
..»

Но как и кому удалось обойти эти заветы не теряя при этом заработка от дачи в долг, то есть зарабатывая на предоставлении кредита?

История знает немало фактов, когда понятие «войны» и её финансирования ставило казалось бы неразрешимые задачи перед духовными, государственными и военными лидерами различных империй или государств.

Рассматривая сплав права, культуры и финансов, в истории средневековой Европы можно видеть понятие «запрет процентов за кредит», которое охватывало всю т.н. готическую эпоху с 1150 по 1550 года. Именно ту эпоху, в которую были основаны большинство крупных городов и построены прославленные творения готической архитектуры, которые и по сей день привлекают своей загадочностью.

Как ни странно, но истоки запрета находились и в католических Консилиумах и Декретах как например Второй Латеранский Консилиум в 1139, т.н. «Decretum Gratiani», изданный главой римской церки Papst Innozenz III в 1215 запрет процентов и Консилиум в Vienne 1311, один из последних поднимавших эту тему.

Флоренция 1320-1330-ых и бишоп Клементий V, который прославил себя как приверженец законов и пособник расправ с членами рыцарсого ордена, был так же одним из влиятельных лиц, который применял этот принип запрета на практике. После расправ с рыцарями ордена тамплиеров и обвиняя их в нарушении этого запрета, фразу об иноземце и брате при этом видимо приняли за одно и то же.

На всём протяжении этого промежутка истории требование процента за данные средства были однозначно запрещены. Не будем забывать и о том, что всё это время упомянутым средством было всё то же, звучащее в библии серебро и продукты деятельности: вино, зерно, хлеб, живность и иные материальные блага.

Сегодняшний банковский советник назвал бы их «tangible assets» т.е. что-то в роде реальных ценностей, иными словами не цифрой на экране его монитора, а то, что он может нарисовать на бумаге или разъяснить откуда оно берётся и как пахнет.

Возвращаясь в раздел права и финансов стоит уточнить, что разрешены были лишь некоторые виды процентов напр. внесение капитала с целью его приумножения в т.н. общество (societas). Относительно сделок с заёмом процент был разрешён лишь с условием, что при этом дающим либо была упущена ценность (lucrum cessans), либо он терпел при этм убыток (damnum emergens), либо находился в опасности потери выданного (periculum sortis).

Но однозначно запрещён был вид называемый «usura», что в латыни имеет смысл: процент за пользование капиталом, процент на процент, пользование заёмным капиталом и всё, что сязано с ростом без вложенного в него собственного труда.

И в сегодняшнем гражданском кодексе Германии можно встретить остатки такого давнего запрета в § 248 BGB, запрещающем процент на процент или в § 138 делающим сделку недействительной ввиду слишком высокого требования по процентам.

Но невозможно было развить торговлю с далёкими странами и известными тогда континентами, не давая и не беря в долг. Тем более невозможным было и финансирование воин, для завоевания всё новых рынков сбыта или новых ресурсов и владений.

Применяя простой и издавна популярный метод, назвать вещь не её именем, а тем более имея две вещи назвать их одной (см. выше), правители, купцы, торговцы того времени «спасли» себя от злой участи всех, нарушивших такой завет, запрещающий «...давать в рост брату своему...».

Изменив название, но оставив суть происходящего, формальное спасение было обеспечено и сделки, основанные на запретном плоде высокого процента за кредит стали повседневностью. Их называли как угодно: провизия (Provision), взымание (Gebueren), надбавка (Aufschlag) и т.д.

Один брат стал давать «...в рост...» другому брату, и когда тот не мог отдать, разумеется с процентом, то братство рушилось и начиналась войны, долговые походы, расширене своего владения за счёт того, что было у «бывшего брата», он ведь оказался «должным», т.е. должником. Не это ли состояние и результат «роста» заранее предсказано и запрещалось...

Вот ещё несколько цитат по теме нашего повседневного «роста» и о ценностях, забытых или непопулярных, интерпретированных и перефразированных с умыслом или интересом, и интерес этот наверняка оправдан.
Но как интересно было бы применять их сегодня в оригинале, отвлекаясь при этом от тех мимолётных реалий, которые так же станут через века и для потомков дикими и непонятными, как нам не понять проблем средневекового горожанина или сельчанина, торговца и строителя.

Вторая Книга Моисея. Исход, Глава 22.
« 22.25 Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста...»

А вот ещё и ответ на вопрос, который задают себе многие, и даже те, кто никогда не бастует прося повышения зарплаты и те, кому нечего бросить на улицу в упрёк, как молоко, выливаемое на асфальт фермерами сегоднашней Голландии, Бельгии, Франции. Ведь молоко тоже можно отнести к «tangible asset», это не цифра, её не бросишь и не пощупаешь...

Псалтырь Глава 14, Псалом Давида:
« 14.1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
...
14.2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;
14.3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
...
14.5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек


Библия, Евангелие, От Матфея, глава 23:
«...23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять...»

Как жаль, что говоря о проценте невозможно прочувствовать запах мяты, аниса и тмина, а лишь узнать цифру из условий и положений или услышать в разговоре ссылку на них. Сегодня это обычно одинаковый в любой части света запах кофе в офисе, в котором к нам вряд ли обратятся с приветствием: «брат».